Мировой торговый флот: что это и зачем он нужен?
Море — это не только красивые пейзажи и отдых на пляже, но и важный элемент мировой экономики. Большая часть международной торговли осуществляется по морским путям, а для этого нужны специальные суда – торговый флот. Что же такое мировой торговый флот и какова его роль в современном мире?
Мировой торговый флот — это совокупность всех судов, которые используются для перевозки различных грузов по морю. Это может быть нефть, газ, уголь, руда, зерно, контейнеры с товарами и многое другое. Мировой торговый флот обеспечивает связь между разными странами и континентами, способствует развитию международной торговли и экономическому росту.
По данным Международной морской организации (ИМО), на начало 2020 года дедвейт (грузоподъемность) мирового торгового флота составлял около 2 миллиардов тонн, а число судов – более 96 тысяч. Это означает, что за последние 14 лет мировой торговый флот увеличился в два раза.
Какие суда входят в мировой торговый флот?
Мировой торговый флот состоит из разных типов судов, которые подбираются в зависимости от характера и объема перевозимого груза. Самые распространенные типы судов — это:
– Балкеры – суда для перевозки неупакованных сыпучих грузов, таких как уголь, руда, зерно и т.д. Балкеры имеют большую грузоподъемность и специальные трюмы для загрузки и разгрузки груза. Самый большой сухогруз в мире это «Berge Stahl» грузоподъемностью 365 000 тонн.
– Танкеры – суда для перевозки наливных грузов, таких как нефть, газ, химические продукты и т.д. Танкеры имеют цилиндрические или прямоугольные цистерны для хранения груза и специальное оборудование для его перекачки. “Knock Nevis” -самый большой танкер в мире. Длинна -458,45м; ширина – 68,86м; осадка с грузом – 24,61м; максимальная скорость – 13 узлов; экипаж – 40 человек.
– Контейнеровозы – суда для перевозки контейнеров с различными товарами. Контейнеры — это стандартизированные ящики из металла или пластика, которые можно легко складывать и перемещать. Контейнеровозы имеют большую длину и высокую скорость. Самый большой контейнеровоз в мире это”Ever Alot” построенный в Китае. Его длинна составляет почти 400 метров, площадь палубы 24000кв.м, грузовместимость 24000 TEU (TEU-двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости транспортных средств).
– Ро-ро – суда для перевозки колесных или гусеничных транспортных средств, таких как автомобили, грузовики, поезда.
Кто владеет мировым торговым флотом?
Мировой торговый флот принадлежит разным странам, которые регистрируют свои суда под определенными флагами. Флаг — это символ юрисдикции, под которой судно эксплуатируется и подчиняется законам и правилам данной страны. Существуют разные виды флагов: национальные, открытые и удобные.
Национальный флаг — это флаг страны, в которой зарегистрирован судовладелец или оператор. Суда под национальным флагом обычно платят налоги в своей стране и нанимают местных моряков. Однако национальные флаги часто имеют более высокие требования к безопасности, экологии и социальным стандартам, а также более высокие расходы на регистрацию и эксплуатацию.
Открытый флаг — это флаг страны, которая предоставляет свою юрисдикцию для регистрации судов любого судовладельца или оператора, независимо от его национальности. Суда под открытым флагом обычно платят меньше налогов и имеют больше свободы в выборе моряков и классификационных обществ. Однако открытые флаги часто имеют более низкие требования к безопасности, экологии и социальным стандартам, а также более слабый контроль и надзор.
Удобный флаг — это флаг страны, которая предоставляет свою юрисдикцию для регистрации судов с целью избежать более строгих правил и обязательств в своей стране или регионе. Суда под удобным флагом обычно платят минимальные налоги и имеют минимальные требования к безопасности, экологии и социальным стандартам. Однако удобные флаги часто ассоциируются с низким качеством судов и услуг, а также с риском для окружающей среды и человеческого здоровья.
По данным ИМО, самыми популярными флагами для регистрации судов были Панама, Маршалловы острова и Либерия. Эти три страны являются открытыми регистрами, которые привлекают судовладельцев своими низкими налогами и гибкими условиями. В топ-10 также входят Гонконг, Сингапур, Китай, Мальта, Греция, Багамы и Кипр.
Какие перспективы у мирового торгового флота?
Мировой торговый флот находится в постоянном развитии и приспосабливается к изменяющимся условиям мировой экономики и торговли. Среди основных факторов, которые влияют на перспективы мирового торгового флота, можно выделить следующие:
– Рост мировой торговли и морских перевозок. Это будет способствовать увеличению спроса на морские перевозки и тоннаж. Однако рост торговли и перевозок может быть неравномерным по регионам и секторам, а также подвержен рискам, связанным с пандемией COVID-19, геополитическими напряжениями и протекционистскими мерами¹.
– Развитие новых технологий и инноваций. Новые технологии и инновации могут повысить эффективность и безопасность морских перевозок, снизить затраты и воздействие на окружающую среду. Среди примеров таких технологий и инноваций можно назвать цифровизацию, автоматизацию, альтернативные виды топлива, умные контейнеры, блокчейн и другие².
– Ужесточение экологических стандартов и требований. Международная морская организация (ИМО) установила новые правила для снижения выбросов серы в атмосферу с 1 января 2020 года, а также для снижения выбросов парниковых газов на 50% к 2050 году по сравнению с 2008 годом. Это требует от судовладельцев и операторов принятия мер по модернизации или замене своих судов, использованию более чистых видов топлива или установке специального оборудования для очистки выхлопных газов.
– Изменение структуры и направлений мировой торговли.
Мировая торговля подвержена влиянию различных факторов, таких как демографические изменения, урбанизация, региональная интеграция, развитие новых рынков, изменение потребительских предпочтений и др. Это может привести к изменению структуры и направлений мировой торговли, а также к появлению новых видов грузов и услуг. Например, ожидается рост спроса на перевозку электронных товаров, продуктов питания, лекарственных препаратов и других.
Таким образом, мировой торговый флот является важным элементом мировой экономики и торговли, который находится в постоянном развитии и приспосабливается к изменяющимся условиям и требованиям. Мировой торговый флот имеет разнообразную структуру по типам и возрасту судов, а также по флагам и странам-собственникам. Мировой торговый флот сталкивается с различными проблемами и вызовами, такими как избыточный тоннаж, низкие ставки, ужесточение экологических стандартов и неопределенность мировой конъюнктуры. Однако мировой торговый флот также имеет перспективы для роста и развития, связанные с увеличением мировой торговли и морских перевозок, развитием новых технологий и инноваций, изменением структуры и направлений мировой торговли. Для успешного функционирования мирового торгового флота необходимо соблюдать баланс между спросом и предложением на рынке тоннажа, обеспечивать высокое качество судов и услуг, соблюдать международные правила и нормы, а также учитывать интересы всех заинтересованных сторон.
0 Комментариев