Северный торговый флот — это совокупность судов, осуществляющих грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) — кратчайшему морскому пути между Европой и Азией через Арктику. СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана и имеет длину около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет свыше 14 тыс. км, что на 9 тыс. км меньше, чем через Суэцкий канал.
Одним из ключевых факторов, делающих Северный торговый флот особенным, является его способность работать в условиях экстремальных холодов и ледостава. Суда, используемые в этом флоте, обладают специальными конструктивными особенностями, позволяющими им справляться с ледяными полями и морозными температурами. Они оснащены мощными двигателями и усиленными корпусами, способными преодолевать ледяные преграды и обеспечивать безопасность груза и экипажа.
Одной из основных задач Северного торгового флота является обеспечение доставки грузов и товаров в отдаленные районы Севера. Благодаря этому флоту можно доставить необходимые товары и ресурсы в северные порты и поселения, которые иначе были бы недоступны или труднодоступны. Это способствует развитию экономики региона, обеспечивает доступ к жизненно важным товарам и услугам для местного населения.
Кроме того, Северный торговый флот играет важную роль в развитии морского туризма в Арктике. Все больше туристов стремятся посетить эти уникальные и красивые места, и суда Северного торгового флота предоставляют им возможность совершить увлекательные путешествия по ледовитым водам. Это способствует развитию инфраструктуры туристической отрасли в регионе и создает новые возможности для экономического роста.
Первые попытки пройти по СМП были предприняты еще в XVI веке русскими и иностранными мореплавателями, но они не имели успеха из-за ледяных преград. Первый полный проход по СМП был осуществлен в 1878—1879 годах шведской экспедицией под руководством Адольфа Эрика Норденшельда на парусном судне “Вега”. В начале XX века русские полярники и мореплаватели, такие как Борис Вилькицкий, Георгий Седов, Владимир Русанов, Отто Шмидт и другие, провели ряд экспедиций по СМП, изучили его гидрографию, климат и ледовые условия.
В 1932 году был осуществлен первый советский коммерческий рейс по СМП под руководством Отто Шмидта на ледоколе “Сибиряков” и пароходе “Александр Сибиряков”. В 1933 году была создана Северная военная флотилия, которая в 1937 году была преобразована в Северный флот. В 1935 году был открыт первый сезон регулярной навигации по СМП. В 1942 году была организована Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), которое занималось развитием инфраструктуры, обеспечением безопасности и координацией движения судов по СМП.
Во время Великой Отечественной войны СМП играл важную роль в обеспечении снабжения северных районов страны и доставке союзных конвоев из Англии и США в Мурманск и Архангельск. После войны СМП стал активно использоваться для развития промышленности и освоения природных ресурсов Арктики. Были построены новые порты, базы, аэродромы, маяки, радиостанции и другие объекты. Был создан мощный ледокольный флот, включая атомные ледоколы. Были осуществлены первые транзитные перевозки по СМП из Европы в Азию и обратно.
В 1990-е годы, в связи с экономическим кризисом и сокращением государственного финансирования, объемы перевозок по СМП резко упали, а многие суда и объекты были списаны или заброшены. В 2000-е годы, в условиях восстановления экономики и роста интереса к Арктике, начался новый этап развития СМП. Были приняты федеральные программы по модернизации инфраструктуры, строительству новых ледоколов и судов, усилению безопасности и суверенитета России в Арктике. Были возобновлены транзитные перевозки по СМП, а также освоение морских нефтегазовых месторождений. В 2013 году Северный флот был преобразован в межвидовое стратегическое объединение, а в 2014 году было создано Объединенное стратегическое командование “Северный флот”.
Сегодня Северный торговый флот состоит из различных типов судов, принадлежащих разным организациям и компаниям. Основными операторами СМП являются Федеральное государственное унитарное предприятие “Атомфлот”, Федеральное государственное бюджетное учреждение “Администрация Северного морского пути”, ОАО “Совкомфлот”, ОАО “Газпром нефть шельф”, ОАО “Норникель” и другие. Кроме того, по СМП осуществляются международные перевозки с участием иностранных судов и компаний.
Основные порты СМП расположены в Мурманской, Архангельской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Чукотском автономном округе. К ним относятся Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек, Провидения, Анадырь и другие. По СМП также осуществляется доступ к портам крупных рек Сибири, таких как Енисей, Обь, Лена и Колыма.
Основными видами грузов, перевозимых по СМП, являются нефть и нефтепродукты, уголь, руда, металлы, лесоматериалы, строительные материалы, продовольствие и другие. По СМП также доставляются грузы для нужд обороны и безопасности страны.
В настоящее время по СМП проходит около 10% от общего объема морских перевозок России
Северный торговый флот имеет большой потенциал для развития в будущем. С одной стороны, это связано с ростом спроса на арктические ресурсы, такие как нефть, газ, рыба и минералы. С другой стороны, это обусловлено изменением климата, которое приводит к уменьшению ледового покрова в Арктике и увеличению срока навигации по СМП. По прогнозам ученых, к 2035 году в Арктике в период проводки может таять весь морской лёд, а к 2050 году возможно круглогодичное судоходство без ледокольной проводки.
Для реализации перспектив Северного торгового флота необходимо решить ряд задач, таких как:
– модернизация и расширение инфраструктуры СМП, включая порты, базы, аэродромы, маяки, радиостанции и другие объекты;
– строительство и обновление ледокольного и судового флота, в том числе с использованием атомной энергии и цифровых технологий;
– обеспечение безопасности и суверенитета России в Арктике, в том числе с помощью военно-морского присутствия и международного сотрудничества;
– развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности по изучению Арктики и ее ресурсов;
– соблюдение экологических норм и стандартов при освоении и использовании Арктики.
По оценкам экспертов, к 2030 году объем перевозок по СМП может достигнуть 80 миллионов тонн грузов в год [7], а к 2050 году — 150 миллионов тонн. Кроме того, СМП может стать альтернативным маршрутом для международных перевозок между Европой и Азией, особенно для Китая, Японии, Кореи и других стран АТР. По данным Минтранса России, к 2030 году по СМП может проходить до 15% от общего объема контейнерных перевозок между Европой и Азией.
Таким образом, Северный торговый флот является одним из приоритетных направлений развития России в XXI веке. Он способствует экономическому росту, социальному благополучию, национальной безопасности и международному престижу страны.
“Северный” торговый флот – что это ? Значит должен быть и “южный” торговый флот ?
P.S. Против блокировки не возражаю.