Site icon Морская тема

Торговый флот СССР в Великой Отечественной Войне

флот в ВОВ
Примерное время чтения статьи: 4 минуты

Торговый флот СССР играл крайне важную роль в достижении победы Великой Отечественной Войне. Занимался перевозкой грузов по морским и речным путям, участвовал в боевых действиях на море и на суше. Торговый флот СССР состоял из кораблей и судов различных министерств и ведомств, таких как Наркомат морского флота, Наркомат речного флота, Наркомат торговли, Наркомат лесной промышленности и другие.

В начале войны торговый флот СССР насчитывал около 3000 судов общей вместимостью более 4 миллионов тонн. Основные базы торгового флота располагались в Ленинграде, Одессе, Николаеве, Ростове-на-Дону, Астрахани и Мурманске. Торговые суда плавали по разным маршрутам, связывая различные регионы страны и доставляя продовольствие, топливо, оружие и другие материальные ресурсы для фронта и тыла. Торговый флот участвовал в эвакуации населения и промышленности из прифронтовых районов, а также в получении ленд-лизовской помощи от союзников. При перевозке товаров по ленд-лизу в СССР погибло 718 советских судов из 2900, отправленных из США и Великобритании. Это составляет 24,8 % от общего числа судов. Большинство потерь произошло во время северных конвоев через Баренцево море.

Общий объём различных товаров, поставленных по ленд-лизу в СССР, составил 17,5 млн тонн. Это включало авиационную технику, танки, автомобили, продовольствие, медикаменты и другие виды грузов.

В ходе войны торговый флот СССР потерял около 1000 судов общей вместимостью более 1 миллиона тонн. Основными причинами потерь были атаки немецкой и финской авиации, подводных лодок и минных заградителей, а также минные поля и штормы. Самыми опасными маршрутами для торгового флота были Северный морской путь, Белое море – Баренцево море, Чёрное море – Азовское море и Балтийское море.

Было бы не справедливым не упомянуть о потерях союзников, а они таковы: потери вооружённых сил США и Великобритании во Второй мировой войне составили 407 000 и 286 200 человек соответственно. Однако эти цифры включают не только потери на советско-германском фронте, но и на других театрах военных действий.

Несмотря на трудности и потери, торговый флот СССР успешно выполнял свою задачу по обеспечению экономической жизни страны и поддержке боевых действий. Только по Северному морскому пути за годы войны было перевезено около 5 миллионов тонн грузов. По Белому морю – Баренцеву морю была организована доставка ленд-лизовской помощи от союзников по известному как «Конвой PQ» или «Конвой Дервиш». По Чёрному морю – Азовскому морю торговые суда обеспечивали связь с блокадным Севастополем и Кавказом. По Балтийскому морю торговые суда участвовали в эвакуации населения и промышленности из Ленинграда и Прибалтики.

Конвои «PQ» и «Дервиш» были арктическими конвоями, которые доставляли военные грузы из Великобритании и США в СССР во время Второй мировой войны. Конвой «Дервиш» был первым конвоем, который вышел из Ливерпуля 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск 31 августа без потерь. Он состоял из семи транспортов и шести эскортных кораблей. Конвои PQ были нумерованы от PQ-1 до PQ-18 и шли с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года. Они состояли из разного количества судов, от 6 до 36, и сопровождались различными кораблями эскорта. Они сталкивались с атаками немецких самолетов, подводных лодок, надводных кораблей. Самым трагическим стал печально известный конвой «PQ-17», потерявший 24 из 35 судов в июле 1942 года. Об этой трагедии снят многосерийный фильм с одноименным названием «Конвой PQ-17», снятый по мотивам романа Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17».

 Конвои «QP» были обратными конвоями, которые возвращались из СССР в Великобританию. Они были нумерованы от «QP-1» до «QP-15» и шли с сентября 1941 года по ноябрь 1942 года. Они также подвергались атакам, но несли меньшие потери, чем конвои «PQ». Первый конвой «QP-1» вышел из Архангельска 28 сентября 1941 года и прибыл в Лондондерри 10 октября без потерь. Он состоял из девяти транспортов и девяти эскортных кораблей.

Кроме того, торговый флот СССР играл важную роль в обеспечении блокадного Севастополя в 1941-1942 годах. Он доставлял продовольствие, боеприпасы, медикаменты и другие необходимые грузы для обороняющихся войск и населения, эвакуировал раненых, больных и часть гражданского населения. Торговый флот СССР сотрудничал с Черноморским флотом СССР, охранявшим конвои и сопровождавшим десантные операции. За время обороны Севастополя торговый флот доставил в город 177 000 тонн грузов и эвакуировал 135 000 человек. При этом было потеряно 42 транспортных судна и 15 буксиров. Торговый флот, кроме того, участвовал в доставке грузов по ленд-лизу из Ирана в Севастополь через Каспийское море и Волго-Донской канал.

Говоря о торговом флоте СССР в Великой Отечественной Войне нельзя не сказать отдельно о речном торговом флоте.

Речной торговый флот СССР играл важную роль в Великой Отечественной Войне. Он доставлял грузы и людей по рекам и каналам, связывая разные фронты и тылы. Также он участвовал в десантных и оборонительных операциях, сотрудничая с речными военными флотилиями и сухопутными войсками. Речной торговый флот действовал на Днепре, Дунае, Волге, Дону, Каспии и многих других водных путях. Он перевозил продовольствие, боеприпасы, топливо, металлолом, лесоматериалы и много других жизненно необходимых грузов, эвакуировал раненых, больных и часть гражданского населения из окруженных или угрожаемых городов. За время войны речной торговый флот СССР перевез более 100 миллионов тонн грузов и 30 миллионов человек. При этом было потеряно около 700 судов и 10 тысяч личного состава. За свои подвиги речной торговый флот СССР был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени.

Моряки торгового флота СССР проявили героизм и самоотверженность во время Великой Отечественной войны доставляя грузы по морским и речным путям, подвергаясь атакам вражеской авиации и подводных лодок. Многие из них погибли или были захвачены в плен. За свои подвиги моряки торгового флота СССР были награждены различными орденами и медалями, а некоторые из них получили звание Героя Советского Союза.

 Иван Кузнецов, капитан парохода “Михаил Калинин“, перевозил грузы по Северному морскому пути и участвовал в эвакуации Ленинграда.

 Алексей Шабалин, капитан парохода “Ильмень“, доставлял грузы в блокадный Севастополь и эвакуировал раненых.

Александр Александрович Чернявский — капитан парохода «Арктика», перевозил грузы по Северному морскому пути.

Иван Иванович Воронин — капитан парохода «Москва», доставлял грузы в Мурманск и Архангельск, участвовал в эвакуации раненых.

Николай Иванович Кузнецов — капитан парохода «Донбасс», перевозил грузы по Черному морю и участвовал в эвакуации Севастополя.

Это лишь некоторые из многих примеров героизма моряков торгового флота СССР в Великой Отечественной войне.

Морской и речной торговый флот СССР в деле достижения победы в Великой Отечественной Войне сыграл просто не оценимую роль. О заслугах торгового флота СССР в Великой Отечественной Войне можно говорить очень долго т.к. этих заслуг огромное количество. Но, к сожалению, охватить все их полностью в рамках не большой статьи просто невозможно.

Spread the love
Exit mobile version