Site icon Морская тема

Торговый флот Российской Империи

паровик
Примерное время чтения статьи: 5 минуты

Торговое мореплавание являлось важной составляющей экономического и культурного развития России с XVII по начало XX века. Торговый флот Российской империи пережил несколько этапов своего становления и роста, связанных с историческими событиями, техническим прогрессом и изменениями в мировой торговле. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты торгового мореплавания в Российской империи до 1917 года, его роль, проблемы и достижения.

Структура и состав торгового флота

Основание торгового флота в царской России было заложено царем Петром I вместе с военным флотом. До выхода России на берега Балтийского моря большая часть торговли с европейскими странами осуществлялась через порт Архангельск на Белом море и преимущественно на торговых кораблях иностранных судовладельцев. Однако, после утверждения России на берегах Балтийского моря и появления в устье реки Невы столичного града С.-Петербург, основной объем торговли стал осуществляться через его порт. Торговое мореплавание развивалось в Российской империи весьма медленно и торговые корабли под российским флагом перевозили незначительное количество грузов внешней торговли страны. К 1768 г суда под российским флагом перевозили 1,8 % грузов внешней торговли Российской империи. К 1853 году их доля увеличилась до 14,2 %, однако затем понизилась и вплоть до 1912 г в среднем составляла 7,4%. В последний год перед Первой мировой войной она составила 8,5%. В плоть до 1917 г в составе торгового флота число парусных судов превосходило число пароходов, однако их общий тоннаж был меньше, чем общий тоннаж паровых судов.

Торговый флот Российской империи по сравнению с торговыми флотами морских держав был более чем скромным и в 1887 году он состоял из 212 пароходов, общей валовой вместимостью 153329 брутто регистровых тонн (б. р. т.) и занимал восьмое место по количеству пароходов и девятое место по их суммарной валовой вместимости. Для сравнения, у занимавшей первое место в мире, владычицы морей Британской империи, в составе торгового флота находились 5792 парохода, общей валовой вместимостью 6 595 871 б. р. т., у Германской империи, которая занимала второе место по числу пароходов и третье по тоннажу было 579 торговых пароходов, общей валовой вместимостью 654814 б. р. т. Очевидно, что по сравнению с торговым флотом Британии, торговый плот Российской империи представлял жалкое зрелище, и от торгового флота Германии он отстал просто безнадежно. Тем не менее, торговый флот Российской империи продолжал расти и за шесть лет своего «развития», к 1893 году, опустился на 10 место. Число пароходов увеличилось до 242 единиц, общей валовой вместимостью 211664 б. р. т.

В начале XX века торговый флот Российской империи состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1902 году было создано Главное управление торгового мореплавания и портов, возглавляемое Великим князем Александром Михайловичем. Это ведомство занималось развитием торгового флота и портовой инфраструктуры, а также контролем за соблюдением законодательства и нормативов в области торгового мореплавания. К 1913 году число пароходов под российским флагом достигло 582 единиц, общей валовой вместимостью 722000 б. р. т., что позволило России подняться на седьмое место по числу пароходов и девятое по тоннажу.

Направления и объемы перевозок

Основными направлениями торговли Российской империи были Европа, Азия и Америка. В Европе основными партнерами России были Германия, Англия, Франция и Нидерланды. Из Азии Россия импортировала чай, хлопок, шелк, специи и другие товары из Китая, Индии, Персии и Турции. В Америку Россия экспортировала зерно, лесоматериалы, нефть и другие продукты из Сибири и Дальнего Востока. Основными портами для перевозок были С.-Петербург, Одесса, Батуми, Николаев, Архангельск и Владивосток.

Объем перевозок внешней торговли Российской империи рос с конца XIX века и до начала Первой мировой войны. В 1890 году общий объем перевозок составил 3,9 млн тонн, в 1900 году – 6,1 млн тонн, в 1910 году – 10,8 млн тонн, в 1913 году – 12,4 млн тонн. Из этого объема на долю судов под российским флагом приходилось около 8-9%. Основными грузами, экспортируемыми из России, были зерно, нефть, лесоматериалы, уголь, металлы и продукты их переработки. Основными грузами, импортируемыми в Россию, были хлопок, чай, сахар, кофе, фрукты и овощи.

Правовое и финансовое регулирование

Торговое мореплавание в Российской империи подчинялось законодательству и нормативам, которые регулировали различные аспекты этой деятельности: регистрацию и классификацию судов, права и обязанности судовладельцев и судоводителей, условия перевозки грузов и пассажиров, ответственность за ущерб и аварии, порядок страхования и кредитования и т.д. Основными нормативными актами в этой области были: Устав торгового мореплавания (1863), Устав о портах (1864), Устав о морских страхованиях (1872), Устав о морских авариях (1881), Устав о морских судах (1885) и другие.

Государство играло активную роль в поддержке торгового флота Российской империи. Оно предоставляло различные льготы и субсидии для судовладельцев и судоходных компаний: освобождало от пошлин при ввозе или вывозе определенных грузов или при постройке или ремонте судов; выплачивало премии за перевозку почты или за участие в научных экспедициях; предоставляло кредиты на выгодных условиях для приобретения или модернизации судов; заключало контракты на перевозку государственных грузов или пассажиров; оказывало помощь при страховании судов или при возмещении убытков от аварий. Государство также инвестировало в развитие портовой инфраструктуры: строило и оборудовало порты и пристани; обеспечивало навигационную безопасность; создавало портовые учреждения и службы.

Техническое и научное развитие

Торговый флот Российской империи не отставал от технического прогресса в области судостроения и судоходства. В конце XIX века начался переход от парусных судов к пароходам, от деревянных корпусов к железным и стальным, от боковых колес к винтовому ходу. В начале XX века появились первые беспарусные суда, оснащенные электрическим освещением, беспроводной связью и другими усовершенствованиями. Торговый флот Российской империи также внедрял новые типы судов, такие как танкеры, хладнокровные суда, плавучие доки и другие.

Российские мореплаватели также принимали участие в научных экспедициях и открытиях. Они исследовали и картографировали различные регионы мирового океана, изучали его флору и фауну, климат и гидрологию, проводили геологические и геофизические исследования. Среди наиболее известных российских мореплавателей и ученых можно назвать И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского, С. О. Макарова, А. И. Воейкова и других.

Заключение

Торговый флот Российской империи до 1917 года пережил несколько этапов своего становления и роста, связанных с историческими событиями, техническим прогрессом и изменениями в мировой торговле. Он играл важную роль в экономическом и культурном развитии страны, обеспечивая связь с различными регионами мира, перевозку товаров и пассажиров, участие в научных экспедициях и открытиях. Однако торговый флот Российской империи не мог конкурировать с торговыми флотами морских держав по числу и тоннажу судов, по объему и стоимости перевозок, по техническому уровню и качеству обслуживания. Он развивался в основном за счет государственной поддержки и протекционизма, а не за счет частного капитала и частной инициативы. Он сталкивался с различными проблемами: недостатком финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, низкой рентабельностью и эффективностью перевозок, устареванием судов и портовой инфраструктуры, неблагоприятными природными условиями и политическими факторами. Первая мировая война нанесла тяжелый удар по торговому флоту Российской империи, который потерял значительную часть своих судов и портов, а также свои традиционные рынки сбыта. Революция и Гражданская война привели к дальнейшему разрушению и распаду торгового флота Российской империи, который перестал существовать как единое целое.

Таким образом, торговый флот Российской империи до 1917 года был важным элементом экономического и культурного развития страны, но не достиг высокого уровня развития по сравнению с торговыми флотами морских держав. Он был зависим от государственной поддержки и протекционизма, сталкивался с множеством проблем и трудностей, не мог полностью реализовать свой потенциал и возможности. Его вклад в экономическое и культурное развитие страны был значительным, но не определяющим.

Spread the love
Exit mobile version